Память сердца
Возвращённая к жизни святыня

Родник.

Всем прихожанам нашего храма, Бог знает их имена, свято хранившим традицию в течение 100 лет, посвящается…

Об этой истории мы писали в местных газетах. Но по настоятельной просьбе прихожан мы рассказываем эту историю вновь на страницах нашего приходского журнала. Это наша история…


Шёл с войны солдат. Была ли это гражданская или ещё первая мировая война – теперь сказать сложно, потому что спросить не у кого. Шёл солдат степью. На небе ни облачка. Трава выгорела. Солнце, кажется, прожигает насквозь. Нигде ни деревца. Хочется пить, но фляга давно пуста. Уже и станица Белореченская недалече. Да видно, не судьба дойти. Раны закровоточили. И сознание ушло… Последнее, что запомнилось солдату – как, падая, в небо смотрел и просил: Господи, пи-и-ить!
Очнулся солдат от близкого журчания ручейка. Думал вначале: мираж какой-то, галлюцинация. Но нашёл силы поднять голову. Недалеко бил родник. Солдат подполз, напился воды, омыл раны. Почувствовал себя лучше. Появились силы встать и продолжить путь.
Так и добрался до родной станицы. Конечно, сразу рассказал о чуде. Набежали соседи, слушали, дивились. А раны, меж тем, уж и зажили почти.
С той поры стали белореченцы и жители ближних посёлков приходить к родничку с самыми разными нуждами, проблемами, болезнями. И помощь всегда была.
Рассказывает очевидица событий – об ту пору была маленькой девочкой, ныне уже преставилась:
«Мы детьми очень любили играть на родничке. Принесём кукол самодельных и под кусточками да деревцами играем. Водичка рядом. Ягодки самые разные можно собрать – по сезону. Цветочков много. Веночки плетём, в куклы играем, песни поём. Нет-нет, подбежим к родничку, умоемся, водички попьём. А однажды подбежали – а в роднике икона! Так хорошо её видно через чистейшую водичку. Мы ручонки опустили, чтобы достать – а иконы будто и не было! Только рябь по воде пошла!
Несколько раз мы пытались достать икону. Потом поняли, что без взрослых нам не справиться. Позвали родных. Однако икону и взрослые не сумели поднять. Тогда кто-то из мам или бабушек предложил: нужно звать батюшку.
Вместе со священником отслужили молебен и достали икону из воды. Батюшка определил икону, как икону Параскевы Пятницы. Торжественно, с крестным ходом икону мы перенесли в нашу церковь.»
К сожалению, в годы гонений или войны следы иконы затерялись. Местонахождение её неизвестно.
Есть расхождения в воспоминании очевидцев. Одни очевидцы припоминали, что икона была обретена на дереве, которое своими корнями прикрывало сердце родника. Но небольшого росточка, худенькая старушечка с голубыми-голубыми глазами твердила: в воде мы её увидели! Думается, что в этом расхождении нет ничего странного. Ведь икону дети пытались несколько раз взять в руки. Но икона исчезала. Вполне возможно, что она являлась детям как на дереве, так и в воде. Кому-то из детишек больше запомнилось одно, кому-то другое.
В годы гонений на церковь родник было решено уничтожить. Правда, охотники нашлись далеко не сразу. Станичникам и хуторянам было страшно лишиться местночтимой святыни. Поэтому желающих исполнить приказ руководства долго не находилось. Наконец выразил согласие один бульдозерист. Сказано было ему: родник зарыть, показательно уничтожить «опиум для народа». Действительность превзошла все ожидания; более показательного события и придумать было трудно!
В установленный день согнали народ. Подъехал бульдозер. Вот сейчас земля похоронит родник… Вдруг под машиной открылась какая-то бездонная топь. Бульдозер стал медленно проседать под землю. Бульдозерист до смерти перепугался и бросился вон из кабины. Да не далеко убежал: отказали ноги. Парализовало беднягу. Так пролежал какое-то время, прикованный к кровати, да и умер. Больше охотников уничтожить святой родник не находилось. Люди вновь пошли вереницей к святому месту. Власти молчали.
Проезжавшие мимо родничка ночами люди часто видели дивное свечение вокруг источника. Люди приезжали не только полечиться, но и просто набрать для семьи святой водицы. А в 9-ю и 10-ю пятницы от Пасхи, возможно, в честь обретения иконы, все спешили к родничку на молебен. Приезжали все священники из округи. Приезжали непременно монахини из Майкопа. Собирались люди из разных уголков страны, потому что слава добрая о целительном родничке разошлась далеко. Собирались, не торопясь… Ещё с вечера, накануне…. Приезжали к роднику, на полянке аккуратно жгли костерок и свечи, всю ночь пели акафисты. К утру появлялось народу море. Все жители района, даже самые старые и слабые бабуси и дедуси считали своим непременным долгом почтить источник. А как его не почитать? Бог дал святыню! Как можно человеку в здравом уме святыню не чтить, не беречь Божий дар?!
После молебна обливались водой и садились на траву покушать нехитрую постную снедь: жареные кабачки, вареники со смородиной и вишней, пирожки с капусткой, отварную молодую картошку… Пост ведь! Праздник всегда выпадал на первую и вторую неделю Петровского поста. Все от чистого сердца делились друг с другом угощением! Никто не уезжал с источника голодным. Люди радовались, пели канты… Праздник Хлебной горы!

Испытание.


Из благих побуждений добрые люди решили построить над источником часовню. А воду пустить в трубу, выходящую из стен каменного сооружения.
А люди?
Бабушки и дедушки, которые, ещё будучи детьми, торжественно вместе с родителями переносили икону от источника в церковь, уже отошли ко Господу. А мы, заступившие на их место…отнеслись к источнику с равнодушием. Строят? Ну, пусть строят. Ну, если так решили… А мы что? Наше дело маленькое.
Когда мы молча соглашаемся на чьи-то неразумные действия, дело, обычно, заканчивается бедой. Не стала исключением и история нашего родничка.
Закрытый, замурованный в камень родник вдруг стал погибать. Прервалась традиция приезжать на 9-ю и 10-ю пятницы от Пасхи. Мы все оказались чем-то заняты… Не было в живых стариков, которые твёрдо стояли на том, что за святыню нужно всегда благодарить Бога. Они собирались и ехали на родник при любой погоде, при любом состоянии здоровья, при любой занятости. Молебны без стариков прекратились. Дальше – больше… Нашлись те, кто стал регулярно осквернять святыню. Рядом с родничком возникла стихийная мусорная свалка. Родник, всеми забытый и осквернённый, почти погиб…

Воскресение.


Одна раба Божия по имени Анастасия обратилась к приходу: «Люди добрые! Нашему родничку более 100 лет! Его берегли в самые лихие годины. А мы… Не уберегли Божий дар? На этом роднике моя прабабушка исцелилась!»
Но ей говорили: поздно! Родник мёртв!
Мёртв? Как может быть Божий дар мёртвым? Родник оживёт, если Господь увидит, что нам Его дар нужен, не теплохладные мы!
Ошибки проще и дешевле не совершать, нежели их исправлять. Очень тяжело было восстанавливать святыню. Пришлось потратить большое количество времени, физических сил, денег, здоровья. Убрали каменное строение, расчистили сердце родника, отсыпали берег камушками, убрав тяжелейшие, липкие пласты ила, очистили от осквернения часовню, собирали грязь и набросанные нечистоты, стояли подолгу в холодной воде, трудились, сколько было сил… К сожалению, большую часть труда выполняли женщины и дети… Но не зря — родник ожил! Вновь потянулись к роднику люди.
Святыня спасена. Сколько жить роднику – зависит уже не только от нас, но и от наших детей и внуков.

Летняя Пасха

Девятая от Пасхи пятница пришлась в этом 2021 году на 2 июня. Прихожане храмов нашего района готовились к празднику. И вдруг… Стихия. Дожди лили, не переставая. На море прошёл смерч. Началось наводнение. Многие участки Краснодарского края оказались затоплены водой. Оказался под метровой толщей грязной воды наш родник. Рядом течёт река Гнилуша, которая переполняется из вышележащего озера. В озеро пришла смерчевая вода. И вся муть, ил, грязь, селевые массы, разбавленные водой, хлынули вниз. Перед самым праздником источник Параскевы оказался полностью затоплен. Люди плакали: опять не будет праздника… Всё снова повторится: на 9 и 10 пятницу от Пасхи никто сюда не придёт. Но не потому что люди забыли о святыне, а потому что к роднику не подступиться. Однако решили всё равно собраться на молебен. И отслужить его поблизости, насколько это возможно, от святого источника. Все понимали, что за оставшиеся пять дней нет никакой надежды на то, что вода сойдёт.


И что же? Чудо девятой пятницы произошло! За пять дней ушла грязная вода, земля рядом с источником высохла, вода чистейшая, сладкая, вкусная. И только ил на листьях растущих рядом папоротников напоминал нам, приехавшим на праздник, о стихийном бедствии.
Как в старые добрые времена собрались священники района, люди из самых разных уголков Белореченской земли добрались до источника. Далеко от часовни растянулась вереница машин.


Едва вновь прибывшие входили под сень огромных боярышников, растущих над сердцем родника, как менялось выражение лиц и взгляда: ликование, пасхальная радость! Благодать Духа Святаго окутывала, согревала, лелеяла каждого. Святыня нашего района жива! Люди спасли источник.

Родники живы! Прочь уходили мрачные мысли о невзгодах и трудностях, и приходила им на смену совершенная уверенность: с нами Бог! Господь сказал: «… и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Эти последние строки Евангелия от Матфея не покидали. Они стали живыми. Пасха! Мы вновь встречали в этом году Пасху!
Купель ещё не построена. Потому после молебна один из батюшек на радость всех обливал каждого желающего святой водицей во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос воскресе!

Рассказы современников.

Я вышла замуж за человека с ребёнком. Моей приёмной дочечке было 4 года. После смерти родной матери малышка сильно заикалась. Предстояло искать врача, лечить… Но мужу необходимо было уехать по работе. Я осталась одна с ребёнком. И тут меня охватило чувство отчаяния и страха: я не понимала, что говорит дитё! Переводчика-отца не было рядом. Девочка, чувствуя, что её не понимают, стала замыкаться в себе, грустить и часто плакать. Нужно было что-то срочно предпринимать. Что?
За окном стоял холодный ноябрь. И всё же я решилась. Одела малышку, пообещала, что мы сейчас поедем на родничок…Вышли из автобуса. Следующий автобус через час. Я немного поколебалась: холодно… А если простудится? Что мне муж скажет? Что чужое дитё не берегу? Своего, мол, не стала бы об такую пору купать в источнике… Мы помолились. Я уговорила дочку искупаться. В одной сорочке поставила босыми ножонками в местечко, где поглубже. Малышка окунулась с головой. Да я ещё сверху полила из ведёрка. Потом быстро вынула из воды и закутала в одеяло. Вытерла, одела потеплее, дала покушать. Времени было до автобуса ещё много. Мы стали гулять неподалёку от родничка. Дочь без перерыва болтала, что-то рассказывала… Я отвечала на её вопросы, сама говорил то о том, то о сём… И только уже перед самым автобусом мы обе поняли: а она ведь говорит абсолютно чисто! И я легко понимаю её. От заикания и следа не осталось. Навсегда. Изумлённый отец слушал дочку по телефону и только руками разводил: бывают же чудеса!

У меня были трудности с рождением детей. Я прошла очень тяжёлое лечение. И наконец родила сына. Но так хотелось ещё и девочку! Однажды поехали мы на родник с подругами – водички набрать, помолиться. На роднике я долго не решалась попросить своих подруг о совместной молитве. Наконец, собралась с духом: «А вы не помолитесь со мной, чтобы Господь мне ещё дочечку дал?» Подруги перечить не сильно стали. Ну, раз хочешь, давай помолимся. Мы пропели «Богородице Дево, радуйся». Попросили Матерь Божию и Параскеву Пятницу вместе с нами помолиться ко Господу, стать нашими сомолитвенниками. Подруги своими словами попросили: «Господи! Даруй рабе N…. девочку родить.»
Доча не заставила себя долго ждать. Собиралась я ехать опять на лечение, а оказалось, что послана мне нечаянная радость: не лечиться, а наблюдать беременность врачам надо было!

А это история грустная. Всем урок.
Однажды попросила меня пожилая женщина: столько, мол, говорят о родничке.. А я ни разу не была. Давай ты дочку возьмёшь, а я внука… Да и съездим.
Не очень мне хотелось ехать. Мальчик, внучок бабушки, не отличался хорошим поведением. Но и отказать пожилой женщине неловко. Поехали. На роднике внук стал себя вести очень непослушно: по воде бегал, мутил роднички, шумел на молитве. К нему присоединилась и моя дочка, которая совсем перестала меня слушаться. Дети бегали взад и вперёд по роднику, громко смеялись, вода стала мутная от ила.
Вечером мне позвонила бабушка: «Артём заболел! Температура!» У меня сердце ёкнуло: вот и стал нас настигать гнев, наказание за непотребное поведение. А к утру и моя доча заболела.
Дочка переболела легче и быстрее. А вот у бабушкиного внука температуру ничем не могли сбить. Звонит бабуля, плачет. Я говорю: «Надо поговорить с ребёнком…. Объяснить Артёму, что вёл он себя неправильно. Моя поправилась, потому что заводилой не была. Да и сразу покаялась, когда я её дома выругала. А Артём –зачинщик безобразия этого. Надо, чтобы он попросил прощения!»
Бабушка вняла доводам и поговорила с внуком. Мальчик уже был достаточно напуган и измотан ангиной. Потому уговаривать на покаяние долго не пришлось. Перекрестился: «Боженька! Прости! Я больше не буду так делать!» Мальчик заплакал. Наплакался и заснул. А к утру температура спала, ангина прошла. Только слабость ещё пару дней держалась. А потом ребёнок и вовсе поправился.

Моя мама была больна раком. Больше всего её терзали боли в ногах. Ходить она уже не могла. Я привёз её на родник. Помолились, набрали водички. Каждый день дома я мочил куски простыни в святой воде и оборачивал мамины ноги. Боль затихала. Маме становилось легче жить. Она умерла. Не исцелилась. Но последние месяцы её жизни она уже не страдала так сильно. Вода снимала боль и делала жизнь более-менее сносной, не такой мучительной. И я очень благодарен Богу за эту милость.

Это было в 2003 году зимой. Был сильный гололёд. Я поскользнулась, упала и порвала коленные связки. Это было так больно, что я ночами не спала от боли. Мне хотели накладывать гипс, но я отказалась по той причине, что потом будет другая проблема с коленным суставом: сустав после гипса не будет гнуться. И я решила просто фиксировать бинтом, чтобы нога не уходила в сторону. Я отказалась от больничного листа, так как дома было ещё тяжелее переносить боль, чем на работе. Согласилась только на рентген, чтобы исключить перелом. Не знаю, кто мне сказал про этот источник, может даже кондуктор автобуса рассказала, что люди ездят на источник, набирают воды, лечатся. Мы же приезжие, и никого и ничего не знали. А когда узнала, мне пришла в голову мысль, ехать и лечить свою ногу. Колено было туго забинтовано, а сверху колготки шерстяные и гамаши ещё, потому что зима была холодной. Я вышла из автобуса и пошла к источнику. Думаю, а что делать-то надо? Набрала воды в бутылки для дома, а сама думаю: а лечиться-то как? А там людей было много, люди прямо во фляги воду набирали. Потом смотрю, одна женщина берёт и мочит себе колени прямо со штанами. И я пошла так же делать. Намочила себе колено вместе со штанами со всех сторон, чтобы сильно одежда мокрая была, и пошла на остановку. Думаю, и дома буду водой колено мочить. Ещё автобус не успел приехать, а я почувствовала, что лёгкость появилась в ноге, и мне заметно полегчало. Я так обрадовалась. Это всё, что я помню. Не помню, как дома мочила колено, помню только, что очень быстро нога стала восстанавливаться. Мне с каждым днём становилось лучше. Но я ещё и пила эту воду, пока не выпила. Самое основное, что запомнилось, это то, что облегчение наступило сразу. А сейчас я не могу даже вспомнить, какая это была нога правая или левая?‍ О чём это говорит? О том, что эффект исцеления 100%. В официальной медицине таких эффектов почти не бывает. Бывают рецидивы, боли на погоду. А я не знаю даже, какая нога болела. Вот и весь рассказ. А ещё…в то время я, кроме молитвы Отче Наш, ничего не знала. (Зато эту знаю с 6 лет) Спасибо моей бабушке!️

У родителей не было 14 лет детей после нас. А очень хотелось. Но после того, как отец поставил крест на источнике, у нас произошло пополнение.
Так и у меня произошло исцеление. У меня были судороги ног от холода. После того, как я помочила ноги и простояла в воде около получаса, они исчезли. По сей день судорог нет.

Очень хотелось побывать на празднике Параскевы на 9-й неделе от Пасхи. Но я – студентка. Сессия в разгаре. Экзамен выпал на 2 июня.
Все студенты внесли свои данные в компьютерную базу. А моё имя система не принимает. Ввожу вновь. Опять не принимает. Несколько раз пытались и я, и преподаватели. Безуспешно. Тогда преподаватели сказали: «Ничего не понимаем! Почему именно одну тебя не можем ввести? Ну, хорошо. Тогда приходи завтра сдавать!»
Так я оказалась 2 июня свободна от экзамена и смогла приехать на праздник!
Параскева святая заступилась и помогла!

Очень страдала от артрита. Просто сил не было боль терпеть. Лекарства и врачи помогали плохо. Стала на родничок ездить. Перестала рука у меня болеть! Вылечила артрит!

Материал подготовила Марина Попова.
Фотографии Анастасии Дегтярёвой, Елены Кузнецовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *